Испанский леденец на палочке «Chupa Chups» имел свою историю взлетов и падений, но сегодня его всемирное признание делает его одним из самых известных брендов конфет. Это популярное кондитерское лакомство продавалось в 300 000 торговых точках в течение пяти лет после разработки первого логотипа. Компания с оборотом в 500 миллионов евро и ошеломляющими 4 миллиардами леденцов в год, которые продаются в 150 стран по всему миру!
Чупа Чупс стал первой конфетой, съеденной в космосе: российская фабрика поставляла леденцы на палочке экипажу космической станции МИР, и весь мир мог видеть их парящими внутри космического корабля. В 1997 году король Испании Хуан Карлос I де Бурбон принял участие в праздновании 1 000 миллионов леденцов, произведенных в России, и в этом же году Chupa Chups, получил премию — Premios Príncipe Felipe за успехи в бизнесе.
Салвадор Дали и его известный логотип Chupa Chups
Знаменитая идея «леденцов с палочкой» была разработана в далеком 1958 году Энриком Бернатом Фонтладосой, основателем Chupa Chups.
До основания компании, г-н Бернат работал на фабрике Granja Asturias, производившей варенье из яблок и других фруктов. Он положил начало бизнес-плану по производству леденцов в 1958 году и возглавил компанию, сам построил кондитерские машины и дал ей знаменитое название «Чупа Чупс». Новичок в производстве конфет начал продавать полосатые конфеты на палочке по низким ценам. Бернат изо всех сил пытались продвинуть бизнес в 60-х годах, но не все складывалось так быстро. Все что требовалось, чтобы ускорить спрос на продукт — это гениальный художник и минималистичный подход.
В 1969 году Бернат обратился к своему другу, известному художнику Сальвадору Дали с просьбой разработать для его компании новый логотип, поскольку побаивался за свой бизнес. Художник сразу приступил к работе над логотипом пока они беседовали в кафе. Он рисовал в течение часа на газете. Дали удалось безупречно вписать знаменитую надпись в рамки цветочного узора. Бернату сразу понравился минималистичный подход художника-сюрреалиста, и с тех пор логотип практически не изменился. Дали также предложил блестящую идею — разместить логотип на обертке от конфет, чтобы дизайн всегда был виден. Когда Бернат мудро последовал совету гения, логотип стал таким же узнаваемым, как «мягкие часы» Дали.
С чего все начиналось: великая и простая идея
Леденец на палочке родился в Испании в 50-е годы. В то время испанские дети ели конфеты круглой формы, похожие на сладкие шарики. Пока дети ели конфеты они вынимали эти конфеты изо рта и брали конфеты руками, отчего они становились грязными и липкими.
В связи с этим, господину Бернату (который был владельцем кондитерской в Астурии) пришла в голову идея вбивать вилку в каждый сладкий шарик. Таким образом, дети могли держать конфету вилкой, пока ели ее, и их руки были все время чистыми.
Первые продаваемые леденцы имели деревянную палку (ее заменили), менее дорогую и опасную, чем вилка. Реклама была очень важна, чтобы показать леденец испанскому населению. Фактически, первой торговой маркой, которую выбрали для обозначения леденцов на палочке, была «Чупс», но слоган, в котором говорилось на испанском «чупа-чупс» (соси «Чупс»), стал очень известен среди населения, и люди приняли его как название леденца.
Первая фабрика производила леденцы с 7 разными вкусами. Цена его продажи была достаточно высокой, но качественный продукт того стоил. Продукт имел успех.
По всей Испании леденцы Chupa Chups продавались во многих местах: киосках, супермаркетах, кондитерских, продуктовых магазинах, барах. Сеть росла и расширялась.
Открытие новых заводов и высокий рост
В 1967 году Chupa Chups открыл новый завод в Сан-Эстев-де-Сесровирес (Барселона) и первый зарубежный филиал во Франции. Продукт был принят на ура и спустя 1 год компания открыла второй завод. В этот момент испанская компания решила заменить деревянную палку на пластиковую. Она была более безопасной и гораздо более коммерчески выгодной.
В 70-х компания начала выходить на новые рынки. Сначала во Францию, а затем и в другие страны – Италию и Португалию. Во Франции были открыты 2 завода.
В 1977 году леденцы на палочке были представлены в Японии. В 1980 году Чупа Чупс прибыл в США, и леденцы стали социальным и коммерческим феноменом: для американских подростков и молодых людей было модно носить леденец во рту, и известные люди, такие как актеры, певцы, модели или спортсмены, показали себя с испанской конфеткой.
Мадонна выступает во время своего турне 1987 года. Ее наняли для рекламы леденцов Chupa Chups в 80-е.
В первой маркетинговой кампании Chupa Chups были предприняты действия по привлечению взрослых масс как потребителей. Маркетинговый слоган «Smoke Chupa Chups» был создан, чтобы использовать растущую программу борьбы с курением, продвигаемую правительствами для привлечения взрослых потребителей. «Брось курить, начни сосать», «Сосание не убивает» и другие лозунги остроумно пародируют политику борьбы с курением, которую можно найти на пачках сигарет.
В 1980 году экспорт составлял 90% от общего объема продаж. В течение 80 и 90 десятилетий были созданы дочерние предприятия и фабрики в Германии (1982), России (1990), Китае (1994) и Мексике (1997). Чупа Чупс превратился в глобальный продукт, потребляемый людьми в Европе, Америке и Азии.
Диверсификация товаров и рынков
В 90-е годы компания также приняла стратегию диверсификации, выпуская на рынок новые продукты, такие как мятные таблетки «Сминт». Этот продукт был запущен во всем мире и получил очень хорошие отзывы потребителей. Chupa Chups также запустил новый бренд сладостей Crazy Planet, а компания начала производить маленькие торты в России, в том числе под брендом «Торнадо».
Компания осознала огромную ценность своего бренда «Chupa Chups» во всем мире и открыла для себя другой бизнес, отличный от производства и продажи просто конфет: лицензирование. Таким образом, Чупа Чупс создал собственный отдел лицензирования, чтобы использовать свой известный бренд, используя его на футболках, папках, ручках, очках, духах, настольных играх, игрушках …
В 1998 году Чупа Чупс основал новый производственный центр в Бразилии. Годы спустя в Канаде, Южной Корее и Южной Америке тоже появятся фабрики.
Общий оборот значительно вырос благодаря стратегии диверсификации, как за счет открытия новых направлений бизнеса, так и за счет разработки и вывода на рынок новых продуктов. На тот момент 2000 года у испанской компании было 12 заводов в 9 странах, а оборот составлял около 450 миллионов евро.
Время кризиса и продажи компании
2000 год стал поворотным в эволюции Чупа Чупс. Продажи стали резко падать, а выплаты превратились в убытки.
Вот некоторые из проблем, которые ухудшили показатели компании:
- Внутренний кризис, поразивший менеджмент компании.
- Общий экономический и финансовый кризис, который сильно повлиял на сладкую промышленность (снижение продаж, снижение маржи, рост издержек производства …).
- Чрезмерная задолженность (большие финансовые затраты).
- Портфель продуктов был плохо диверсифицирован: общие продажи зависели от нескольких продуктов (леденцы на палочке составляли основную часть продаж), и компания не могла конкурировать с такими мировыми лидерами, как Wrigley, Cadbury-Kraft или Nestlé, особенно когда они начинали производить аналогичные продукты.
Компания решила провести реструктуризацию и план сокращения штата, сосредоточившись только на основном бизнесе и сократив общий долг. Для этого было продано несколько заводов и оставлен бизнес.
В 2006 году итальянская компания Perfetti Van Melle достигла соглашения с наследниками Берната о приобретении 100% капитала, заплатив около 400 миллионов евро. С тех пор Перфетти снова пытается добиться хороших результатов для Чупа Чупса.
В настоящее время Chupa Chups является испанским дочерним предприятием Perfetti Van Melle и производит около 17000 тонн леденцов в год (около 12 миллионов каждый день) на 7 заводах (2 в Испании, 2 в России и один во Франции, Мексике и США), а ее продукция продается более чем в 150 странах мира.