Фундаментальные понятия сущности торговой точки, ее сути, целей и функций кардинально меняются. Вот ТОП-5 выдающихся технологий, которые вскоре будут шокировать шопперов.
1. IBeacons
Представители ритейла используют специальные маячки IBeacons для усиления положительного потребительского опыта посетителей. Происходит это за счет синергии физических и онлайн опыта пребывания покупателя в магазине.
Retail beacons — это маленькие беспроводные устройства, они транслируют постоянный радио сигнал, который улавливают смартфоны. Их располагают у входа в магазин. Маяки идентифицируют ID смартфона, получая данные пользователя, и отправляют персонализированный, оптимизированный рекламный контент. В основе — Bluetooth Low Energy (BLE), что позволяет достаточно точно определить местонахождение девайса до уровня локализации в коридоре МегаМола. Таким образом, если вы активировали приложение, ритейл не только в состоянии собирать данные про ваши перемещения, но и отправлять контент в текущий момент времени. К тому же, сообщение формируются на основе лайков\дислайков пользователя гаджета, вишлистов, участия в пабликах, то есть учитывают вкусы, предпочтения и, даже, настроения человека.
Итак, проходя мимо очередного магазина лего вы получите напоминание: через месяц у ребенка день рождения, а на конкретную модель игрушки — детскую голубую мечту и желанный подарок — Выгодное предложение. Как тут пройти мимо?
2. Распознавание лица
Идентификация клиентов с помощью платежной карты или карты лояльности Уже не устраивает большой бизнес. Маркетологи нуждаются в определении лица просто в момент его попадания в магазин.
Технология сканирования лица Уже достаточно популярна у пользователей смартфонов. В оригинале программа, что анализирует почти 16 000 точек лица, была разработана в целях безопасности, особенно в международных аэропортах и на массовых мероприятиях. Ритейл использует технологию в личных интересах. Сканируя лица гостей, персонал магазина моментально получает информацию о личности гостей гостя (соц.сети), их предпочтения и вкусы (лайки, посты, шеры, паблики), их желаний (вишлисты), уровень расходов и т.п. Предложение становится уникальным, индивидуальным в оптимальный момент времени: когда посетитель в положительном, слегка растерянном состоянии, готов к покупке. Настолько индивидуальный подход в нужное время делает потребителя более счастливым, создает устойчивое ощущение заботы, любви и заставляет тратить больше.
К тому же, персонал магазина может сразу отреагировать на вход в магазин воров и другого нежелательного контингента, чьи данные занесены в базу.
В 2015 г. Walmart сообщил, что использует FaceFirst в целях Предотвращения краж. По некоторым источникам Macy’s и Benetton тоже пользуются технологией, но сами бренди эту информацию отрицали.
3. Роботы-ассистенты
Персонал, которий реагирует, отвечает и помогает, обязательно должно быть человечный. Буквально. Встречайте роботов-ассистентов.
Oshbot, один из первых представителей технологии роботов-ассистент, говорит на нескольких языках, имеет встроенной 3D сканер, распознает и идентифицирует изображения, определяет локализацию необходимого продукта и проводит к нему посетителя. Робот способен поддерживать разговор, предоставлять информацию о товаре, демонстрировать видео-инструкции, делиться полезным контентом, формировать индивидуальные рекомендации.
К тому же робот выполняет функции мерчендайзера: контролирует остатки, определяет артикул Out of stock, ошибки в ценниках и планограммах. Высокий уровень интеллекта позволяет Ошботу безопасно продвигаться по торговому залу, обминая статические и динамические препятствия.
У Amazon уже есть опыт торговли в магазине без персонала (США, Сиетлл). Вполне вероятно, что следующий шаг — персонал с искусственным интеллектом.
4. Зеркала SMART
Традиционные зеркала демонтируются, заменяются на smart-мониторы. Глядя в такое «зеркало», можно легко примерить любую одежду виртуально. Искусственный интеллект, вместе с технологией виртуальной реальности и распознавания жестов, отражает клиента, как в зеркале, включая движения, мимику, динамические изменения позади и тому подобное. При этом «примеряет» на потребителе желаемые комплекты одежды, прически, макияж, аксессуары. Смарт-зеркало виртуально меняет место, где посетитель может «примерить» новый имидж, не меняя ничего физически. Таким образом, можно «попробовать» товар, который фактически отсутствует на складе, создавать бесчисленные комбинации, не тратя времени на переодевания. Возможно даже мгновенно поделиться изображением в соц.сетях, следовательно друзья смогут предоставить собственную рекомендацию о целесообразности покупки. Человек дольше находится в магазине, сохраняя ощущение эффективно проведенного времени, увлекается «игрой», формирует потребительскую привычку — все это ведет к увеличению продаж и роста доходов ритейла.
К тому же, интеллектуальные зеркала хранят полезную информацию о популярности или анти популярности вещей, их комбинаций, вызванных при этом эмоций. Выводит на качественно новый уровень сегментации клиентов, формирование образа «идеального» покупателя.
В середине 2018 г. Zara анонсировала открытие флагманского магазина в Стратфорде со смарт-зеркалами. Saks Fifth Avenue также планирует введение новинки.
5. Персонала 0
Кассы самообслуживания уже внедрены некоторыми украинскими ритейл-компаниями. Эта идея продолжает развиваться. После новостей о ритейл-маяках и роботах-ассистентах перестает шокировать идея магазина, где персонал отсутствует полностью.
Представьте. Вы заходите в магазин. Маяк регистрирует ваш вход, связавшись с вашим смартфоном. Магазин уже знает кто вы, и прогнозирует вашу потребность. Робот предоставляет рекомендации, помогает в навигации. Вы выбираете нужную вещь и просто выходите с ней на улицу. При выходе автоматически с банковского счета производится списание средств — оплата за товары (система paypass). На улице вы получаете сообщение о списании. Ни кассиров, ни продавцов, ни очередей, ни препятствий — быстро, удобно, эффективно. И ненавязчиво затратно.
Такое ближайшее будущее амбициозного розничного бизнеса.