Распродажи в сезонные праздники приобрели популярность с распространением крупных торговых центров и интернет-магазинов в Украине. Если вернуться даже на 5 лет назад, такие популярные мероприятия в западных странах, как черная пятница, ярмарки в честь Рождества или других праздников не были распространены у нас. Однако теперь это неотъемлемая часть жизни современного потребителя.
Черная пятница новейшее и необычное явление, которое украинские продавцы переняли у США, где в такой день ритейлеры ставят рекордно высокие скидки на товары. В Украине это явление скромнее — большинство продавцов не превышали порог в -50%, однако это уже является началом хорошей традиции.
Общество потребления (consumer society) только начинает зарождаться в Украине и черная пятница один из факторов, который это подтверждает. Этот феномен играет на руку как потребителю, так и продавцу, однако последний в Украине еще не видит всех преимуществ и не использует возможности по полной.
В США в настоящее время происходит ажиотаж, которым трудно управлять и в каком-то смысле это похоже на массовую панику. И в каком-то смысле так и есть.
Основная причина, в которой кроется ажиотаж вокруг распродаж в определенные сезонные праздники в том, что это предложение только одноразовое и ограничено. Таким способом часто пользуются мошенники, когда пытаются выманить денег с жертвы. Такая быстротечность акции заставляет потребителя делать быстрый выбор, а отсюда больше необдуманных покупок.
Особенность черной пятницы в том, что скидки действуют не на определенный товар, а на весь ассортимент, поэтому покупатель может себе позволить купить то, что он хотел, однако не всегда то, что ему действительно нужно.
Черная пятница в Украине имеет свои определенные особенности. В этом году она приобрела особую эффективности и по сравнению с прошлым, заинтересованность потребителей выросла.
По словам маркетинг-директора ГК «Алло» Евгения Резуева, эта «Черная пятница» отличалась от прошлого степенью вовлеченности покупателей. «Партнеры с Google еще в начале года предупреждали о том, что спрос вырастет не на проценты, а в разы — так и произошло. В денежном эквиваленте год к году прирост был больше чем в два раза», — заявил он.
Большую нагрузку приняли популярные украинские розничные сети, такие как watsons — их сайт не раз падал во время праздника. Некоторые сети подготовились и предупредили потребителей, о возможных неудобствах в связи с большой нагрузкой. Например, сайт Makeup заранее предупредил, что доставлять заказы клиентам будут дольше, чем обычно.
Почему черная пятница является выгодной для продавца:
Увеличивает продажи.
Привлекает внимание.
Могут быть распроданы самые непопулярные товары.
Привлекает внимание новых клиентов, которые могут стать постоянными.
«Расчищают» полки перед новогодним сезоном распродаж.
Важнейшими и наиболее привлекательными являются пункт 1 и 3, так как это увеличивает выручку, а следовательно и доходы. В США такие акции максимально выгодными за счет полного оборота средств — определенный товар, на который цена снизилась, может уйти в минус и продавец получит от него ущерб, однако в общем плане он все равно будет в плюсе за счет других товаров. Для Украины это все еще далеко от идеала. Скидки в -50% все равно дают доход, хотя и являются привлекательными для потребителя.
Логично, что сезон скидок выгодный для потребителя в первую очередь. Однако черная пятница дает несколько больше поводов совершить покупку, чем в другие сезонные распродажи.
Купить товар дешевле, чем обычно.
Купить товар, который при других обстоятельствах не могли себе позволить.
Купить ненужный товар для своего удовольствия.
То есть, такие распродажи дают возможность потребителю удовлетворить свои желания. Некоторые потребители могут готовиться к черной пятницы даже за полгода, копя деньги, чтобы приобрести товар.
Moyo.ua один из немногих продавцов, которые подошли к черной пятнице с американской точки зрения.
Они объединили «Черную пятницу» и «киберпонедельник» в единую распродажу, снизив цены более чем на 6500 наименований товаров. Распродажа в сети стартовала 17 ноября, за неделю до Black Friday, и завершилась в так называемый Cyber Monday, 27 ноября. За 11 дней скидок покупатели приобрели «десятки тысяч товаров на миллионы гривен».
Максимальный размер скидки в период распродажи достигал 75%. При этом в среднем дисконт на ликвидацию складских остатков составил 50%, а на другие товары — 24%. Более того, в Moyo утверждают, что, учитывая размеры скидок, многие товары компания продавала ниже закупочных цен. Такую «щедрость» в компании объясняют желанием очистить склады для новых товаров перед рождественским сезоном. То есть по сути это ликвидация складских остатков, благодаря которой покупатели сэкономили более 2 млн грн.
«Например, электровелосипеды Xiaomi Yunbike C1 были доступны по цене 7999 грн с корзиной или запасным аккумулятором в подарок. На этот велосипед к распродаже составила 16999 грн. Телевизор Samsung 49MU6103 по акции был доступен по 19999 грн при базовой цене 28 199 грн, а наушники Beats New Studio продавались по 3299 грн, вместо 5999 грн», — сообщили в Moyo.
Некоторые продавцы в черную пятницу используют и недобросовестные методы привлечения внимания: цены заранее завышают, а потом ставят большие скидки. Поэтому, на таких сайтах как aliexpress цены нужно проверять с помощью приложений.
Черная пятница отличается от большинства других сезонных скидок по некоторым параметрам. Например, она короткая, что влияет на потребителя, так как у него нет времени думать о покупке. Вариант «здесь и сейчас» это как сыр в мышеловке и он работает на неуверенности покупателя довольно хорошо. К тому же, этот день отличается очень высокими скидками, которые не будут повторяться в другие дни в году, что является особенностью. Эти два фактора и производят особое впечатление на покупателя и заставляют его действовать.